Нарушение слоговой структуры слов – одно из наиболее трудных для коррекции проявление речевой патологии. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков и др.).
Этапы формирования слоговой структуры в онтогенезе описал в своей А.Н. Гвоздев работе («Вопросы изучения детской речи») и выделил следующие особенности:
- Ребенок в возрасте 1 г .3 мес., - 1 г. 8 мес. часто воспроизводит один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога: «га - га».
- Ребенок в возрасте 1 г.8 мес. – 1г.10 мес. уже воспроизводит двухсложные слова, а в трехсложных словах часто опускает один из слогов: «мако» (молоко), «иоька» (яичко).
- Ребенок в возрасте 1г. 10мес. – 2г. 1мес. все чаще опускает слог, чаще предударный, в трехсложных словах: «кусу» (укушу); так же может сокращать количество слогов в четырехсложных словах.
- Ребенок в возрасте 2г. 10мес. – 2г. 3мес. в многосложных словах часто опускает предударные слоги, иногда приставки: «ципилась» (зацепилась), «линулись» (оглянулись).
- У детей в возрасте 2г. 3мес. – 3 года слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
Согласно этому, в норме ребенок к трем годам научается произносить любые слоговые модели.
Выделяют следующие виды нарушений слоговой структуры слова у детей:
1. Неправильное воспроизведение слогового контура слова или выпадение слога:
(«пана» - панама, «моко» - молоко, «бака» - собака)
2. Выпадение слогообразующей гласной:
(«луквица» - луковица, «гусница» - гусеница, «ултика» - улитка)
3. Неправильное воспроизведение контура слова с ошибками в звуковом наполнении:
(«акваиу» - аквариум, «мисионел» - милиционер)
4. Перестановки (метатезы) слогов внутри слова:
(«коломотив» - локомотив, «кошоладка» - шоколадка)
5. Уподобление слогов:
(«какеист» - хоккеист, «деве» - деревья)
6. Сокращение стечения согласных:
(«хост» - хвост, «вок» - волк, «свека» - свекла, «снавик» - снеговик, «бикос» -абрикос)
7. Перестановки и пропуски(элизии) звуков:
(«библатека» - библиотека, « носна» - сосна, «гооби» - голуби)
8. Слияния (контаминации) двух слов в одно:
(«Мифимич» - Михаил Ефимович, «пателефон» - патефон и телефон)
В связи с этим, в школьном звене могут возникнуть следующие виды дисграфических ошибок, являющихся следствием нарушенной слоговой структуры слов у детей:
1. Пропуск слогов в словах:
(«гова» - голова, «кродил» - крокодил)
2. Вставка лишних слогов:
(«монотоцикил» - мотоцикл, «гололова» - голова)
3. Перестановка слогов:
(«мотолок» - молоток, «коркодил» - крокоодил)
4. Недописывание слогов:
(«многи» - многие)
А также виды ошибок при фонематической дислексии, являющейся следствием искажения звуко – слоговой структуры слова:
1. пропусках согласных и гласных при чтении
2. добавлении и перестановках звуков
3. пропусках и перестановках слогов.
В основу работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.
Дидактический материал можно скачать выше с сервера |