Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 27.02.2020, 17:14

Персональный сайт учителя-логопеда Миковой Анны Григорьевны

Меню сайта
Категории раздела
Технологии ТРИЗ, мнемотехника [4]
Картотеки [11]
Статьи [2]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Картотеки

Картотека "Слоговая структура слова"
[ Скачать с сервера (4.77 Mb) ] 20.11.2016, 21:45

Нарушение слоговой структуры слов – одно из наиболее трудных для коррекции проявление речевой патологии. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков и др.).

Этапы формирования слоговой структуры в онтогенезе описал в своей А.Н. Гвоздев работе («Вопросы изучения детской речи») и выделил следующие особенности:

  1. Ребенок в возрасте 1 г .3 мес., - 1 г. 8 мес. часто воспроизводит один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога: «га - га».
  2. Ребенок в возрасте 1 г.8 мес. – 1г.10 мес. уже воспроизводит двухсложные слова, а в трехсложных словах часто опускает один из слогов: «мако» (молоко), «иоька» (яичко).   
  3. Ребенок в возрасте 1г. 10мес. – 2г. 1мес. все чаще опускает слог, чаще предударный, в трехсложных словах: «кусу» (укушу); так же может сокращать количество слогов в четырехсложных словах.
  4. Ребенок в возрасте 2г. 10мес. – 2г. 3мес. в многосложных словах часто опускает предударные слоги, иногда приставки: «ципилась» (зацепилась), «линулись» (оглянулись).
  5. У детей в возрасте 2г. 3мес. – 3 года слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

Согласно этому, в норме ребенок к трем годам научается произносить любые слоговые модели.

Выделяют следующие виды нарушений слоговой структуры слова у детей:

1. Неправильное воспроизведение слогового контура слова или выпадение слога:

(«пана» - панама, «моко» - молоко, «бака» - собака)

2. Выпадение слогообразующей гласной:

 («луквица» - луковица, «гусница» - гусеница, «ултика» - улитка)

3. Неправильное воспроизведение контура слова с ошибками в звуковом наполнении:

(«акваиу» - аквариум, «мисионел» - милиционер)

4. Перестановки (метатезы) слогов внутри слова:

 («коломотив» - локомотив, «кошоладка» - шоколадка)

5. Уподобление слогов:

(«какеист» - хоккеист, «деве» - деревья)

6. Сокращение стечения согласных:

(«хост» - хвост, «вок» - волк, «свека» - свекла, «снавик» - снеговик, «бикос» -абрикос)

7. Перестановки и пропуски(элизии) звуков:

(«библатека» - библиотека, « носна» - сосна, «гооби» - голуби)

8. Слияния (контаминации) двух слов в одно:

(«Мифимич» - Михаил Ефимович, «пателефон» - патефон и телефон)

В связи с этим, в школьном звене могут возникнуть следующие виды дисграфических ошибок, являющихся следствием нарушенной слоговой структуры слов у детей:

1. Пропуск слогов в словах:

(«гова» - голова, «кродил» - крокодил)

2. Вставка лишних слогов:

(«монотоцикил» - мотоцикл, «гололова» - голова)

3. Перестановка слогов:

(«мотолок» - молоток, «коркодил» - крокоодил)

4. Недописывание слогов:

(«многи» - многие)

А также виды ошибок при фонематической дислексии, являющейся следствием искажения звуко – слоговой структуры слова:

1. пропусках согласных и гласных при чтении

2. добавлении и перестановках звуков

3. пропусках и перестановках слогов.

В основу работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и  использовании различных типов слогов.

Дидактический материал можно скачать выше с сервера

Категория: Картотеки | Добавил: Nysjen
Просмотров: 808 | Загрузок: 88 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2020
    uCoz