Теория ТРИЗ разработана на базе наук о развитии, воспитании и обучении человека и предусматривает систему средств, методов и приемов развития всех познавательных процессов, в том числе и образную речь.
Под образной речью понимают умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.
Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения созданию сравнений (первый этап). В младшем возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и т. д. На 5-ом году жизни усложняем задачу: в составляемой фразе не произносится признак, а остается только его значение (одуванчики желтые, как цыплята). Далее ребята учатся делать сравнения с другими объектами без помощи взрослого по выбранному самостоятельно признаку.
Затем отрабатывается умение составлять загадки (второй этап). Работа в этом направлении начинается с 3,5 лет.
На заключительном этапе дети 6 лет вполне справляются с составлением метафор на полуактивном уровне, т.е. в сотворчестве с педагогом (третий этап).