Технология обучения детей составлению сравнений
Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.
Работа начинается со знакомства с помощниками – это анализаторы, "волшебники". Детей знакомят с тем, что у человека есть пять органов чувств:
- нос воспринимает запах;
- ухо - звук;
- язык ощущает вкус;
- рука – дает тактильные ощущения (то и другое дает информацию о признаках материала, влажности, температуре, форме, количестве, частях);
- глаз дает представления о зрительном образе объекта, уточняет все предыдущие признаки – о пространственном расположении объекта, о размере и цвете.
Таким образом, уточняем, какие признаки объектов могут быть «считаны» разными органами чувств.
Первое, чему мы учились - это выделять признак предмета и сопоставлять его с другим предметом (через д/и «Что общего», «Чем отличаются»). Затем по мере понимания ребенком заданий, усложняли, отыскивая из предложенных карточек ту, что по нашему признаку подходило.
Пример: "Мячик (какой?) ... круглый. Найди ещё круглые предметы», а по цвету мячик какой? – красный... что бывает красным, давай найдем. Потрогай, мяч на ощупь какой? – гладкий... резиновый... и т.д.
Позже усложнением может стать – вспоминания предметов по конкретному признаку (без зрительной опоры на картинки). Пример: «Что бывает... зеленым?» - ребенок вспоминает, что зеленым может быть... лягушка, трава, листья, яблоко, огурец, ель ...
Потом переходили непосредственно к модели составления сравнений:
- педагог называет какой-либо объект;
- обозначает его признак;
- определяет значение этого признака;
- сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.
Например:
- одуванчик (объект №1);
- по цвету (признак);
- желтый (значение признака);
- такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).
Получившаяся фраза: «Одуванчик по цвету желтый, такой же желтый, как солнце».
На первый взгляд фраза, произнесенная педагогом таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.
Усложнением может служить следующее: в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение («дерево осенью золотое, такое же золотое, как новая монета»).
Далее продолжается работа по обучению детей составлять загадки. |